О буллинге в книгах

Литература для детей и родителей.

Дружелюбные
Как помочь детям найти друзей и избежать травли
Сандра Дансмьюир, Джессика Дьюи, Сьюзен Бёрч

Андрей Богословский «Верочка»
Умная, начитанная, но болезненная Верочка живёт в вымышленном мире благородных рыцарей и прекрасных дам. Она не подозревает, насколько могут быть жестокими окружающие люди, если ты не такой, как все. Отталкивающая внешность Верочки становится главной причиной травли. Поддержку она находит у единственного человека — Лёшки. Пусть ненадолго, но Верочка обретает силу и уверенность.
Финал истории трагичен. Он позволит обидчикам взглянуть на себя со стороны. Задуматься, насколько ужасными могут быть последствия их поступков и слов.
«Были мы ещё в том возрасте, когда категории добра и зла только смутно начинают маячить перед человеческим разумом и человек ещё может быть одновременно и безгранично добр и зол до жестокости, не совсем осознавая обе крайности».

Джоди Пиколт «Девятнадцать минут»
19 минут длилась стрельба в школе небольшого городка Стерлинг. 19 минут в руках Питера было оружие, которое отняло десяток жизней. Кто же он — хладнокровный убийца или жертва, загнанная в угол?
После этих событий автор переносит нас на несколько лет назад — в прошлое Питера, чтобы разобраться в мотивах его поступка. Мальчик с детства был изгоем. Сверстники не принимали его в школе, родители не пытались понять дома. Вскоре от него отворачивается единственная подруга, прельстившись популярностью среди одноклассников. Не найдя в себе силы дать отпор обидчикам, Питер лишает их — и себя — будущего.
В романе Пиколт прослеживается документальность происходящего. Стрельба в американских школах стала стихийным явлением. Доведённые до крайности подростки выбирают самый радикальный метод решения проблемы. Предотвратить случившееся было в силах родителей и учителей, прояви они должное внимание к Питеру.
«Жестокость — это всегда просто развлечение, пока ты не понимаешь, что кому-то это причиняет боль».

Владимир Железников «Чучело»
Двенадцатилетняя Лена Бессольцева — новенькая в классе. Она выделяется среди одноклассников характером и внешним видом. А когда наивная и добрая Лена взяла на себя вину Димки Сомова, одноклассники, не задумываясь, переходят от слов к безжалостной травле.
Сила характера и стойкость Ленки достойны восхищения. Она до последнего верит, что Дима признается, что виноват. Но испуганному мальчишке ничего не остаётся, как примкнуть к остальным.
Владимир Железников акцентирует внимание на доминировании общественного мнения в глазах ребёнка. На его страхе выделиться из толпы, настроить её против себя. В такой ситуации важно объяснить ребёнку, что он не должен бояться высказывать своё мнение, отличное от окружающих. Обязательно найдутся дети, вторящие ему.
«Вот ты и не знаешь, что это такое, когда тебя гоняют, как зайца. А получается, раз побежал — значит, виноват. Теперь я учёная — надо отбиваться, если даже их много и тебя бьют. Но бежать нельзя. Тогда я этого не понимала и побежала».

Гордон Рис «Мыши»
Шестнадцатилетняя Шелли, став идеальной жертвой для насмешек и издевательств одноклассников, переезжает вместе с мамой в другой город. Они обе напуганы, кротки и слабы, чтобы противостоять обидчикам.
Их выбор — бегство. Но и на новом месте судьба испытывает их на прочность, когда в дом проникает грабитель. Любому терпению приходит конец, и даже мышки выпускают коготки. Накопившаяся злоба становится опасным оружием, поражающим каждого, кто находится рядом. Тогда жертва не замечает, как сама превращается в палача.
Гордону Рису прекрасно удалось передать постстрессовое состояние Шелли. Атмосфера напряжения и ужаса передаётся читателю с первых страниц. Героиням сопереживаешь и надеешься на счастливый конец. Сюжет увлекает за счёт тонкого психологизма и яркого перевоплощения мышек в способных постоять за себя людей.
«Влияет ли внешность на личность? Или наша личность определяет то, как мы выглядим? Может быть, именно боевая раскраска превращает соплеменника в безжалостного воина? Или безжалостный воин наносит боевую раскраску, чтобы подчеркнуть свою жестокость? Всегда ли кошка выглядит кошкой? Всегда ли мышь выглядит мышью?».

Анника Тор «Правда или последствия»
Тяжело быть объектом травли, но не менее сложно выбрать правильную сторону: поддержать изгоя или присоединиться к стае? И стоит ли делать выбор?
Эта дилемма занимает главную героиню Нору и её подруг, которые успеют примерить на себя несколько ролей. Анника Тор умело переключается с образа жертвы на обидчиков. Причинами агрессии подростков выступают проблемы в семьях: где-то ребёнок обделён вниманием, а где-то растёт в атмосфере вседозволенности и не видит границ. В таких случаях за поступки детей приходится отвечать родителям.
«Во всяком случае, есть вещи поважнее, чем умение забивать голы. Например, умение сказать „Стоп!“, когда делают то, что делать нельзя. Независимость от мнения окружающих. Умение распознать, кто твои настоящие друзья».

Кэндзиро Хайтани «Взгляд кролика»
Учительница начальных классов Котани самоотверженно берётся за воспитание Тэцудзо — закрытого и одинокого мальчика, который совсем не интересуется одноклассниками. С ним в классе учится девочка-инвалид, и благодаря плану дежурств, который составила Котани, дети не только помогают ей, но и с нетерпением ждут своей очереди.
Кэндзиро Хайтани выводит на первый план необходимость индивидуального подхода в обучении детей. Он напоминает нам, как важны терпение и вера в ребёнка. Доброте и человечности можно научить, главное — не опускать руки. Пока существуют такие учителя, как Котани, родители смело могут доверять им детей.
«Те, кто сторонятся слабых и бессильных, избегают и презирают их, наносят вред прежде всего самим себе. Они перестают быть человечными».

Джованни Моска «Воспоминания о школе»
Книга-откровение. Воспоминания учителя о школьных буднях его учеников и коллег. Трогательные, ребяческие истории об учителях. которые посвящают себя целиком своим воспитанникам.
Детство заканчивается и учителя уходят из нашей жизни, оставляя светлое чувство ностальгии по первым двойкам, прогулянным контрольным и танцам в спортзале. Книга Моска возвращает взрослых в самое беззаботное время. Дети же узнают, как хороша бывает жизнь, когда учителя становятся их друзьями.
«Живя среди детей, веришь во множество вещей, о которых, уходя отсюда, забываешь и подумать».

Грейс Макклин «Самая прекрасная земля на свете»
Десятилетняя Джудит растёт без матери. Отца же занимают только проповеди о скором конце света, и все беды маленькой девочки попросту им не замечаются.
Джудит строит свой вымышленный мир, который она называет Красой Земель. После очередного унижения в школе Джудит очень захотелось, чтобы в Красе Земель пошёл снег. И он пошёл. Причём и за окном тоже! Школу закрыли, а Джудит продолжила испытывать свои внезапно открывшиеся способности.
Страшно, когда не можешь найти поддержки у единственного близкого человека. Страшно, когда ребёнок просыпается с мыслями о конце света и ждёт его сильнее Рождества.
«Нет ничего невозможного, оно кажется невозможным только потому, что ты этого не делал раньше. Очень полезно знать такие вещи».

Гевин Экстенс «Вселенная против Алекса Вудса»
В 10 лет в Алекса Вудса попал метеорит, задав дальнейшему развитию мальчика необычное направление. Став своеобразной знаменитостью в городке, он подвергается травле завистников. Его жизнь превращается в настоящий кошмар. Но знакомство с новым другом, ветераном Вьетнамской войны, заставляет его пересмотреть отношение к личным трудностям.
На школе жизнь не заканчивается — за её пределами есть целый мир, где непременно найдётся человек (и не один), готовый прийти на помощь и понять. Ещё лучше, если это собственные родители.
«Быть не таким, как все — казалось бы, что тут такого? Но быть „не таким“ можно по-разному».

Евгения Басова «Подросток Ашим»
Стать своим в новом классе, особенно в престижной гимназии, трудно. Ещё труднее — если ты не уверен в себе, а дома у тебя не всё в порядке. Лёха и Миша (его имя наоборот — Ашим) — каждый сам по себе — пытаются прижиться в этом непривычном мире.
Неформальное общение на новом школьном форуме даёт ребятам возможность показать себя и найти друзей. Но на форуме появляется таинственная незнакомка,
И всё запутывается…
Книга Евгении Басовой «Подросток Ашим» — о жизни и смерти, о любви, о богатых и бедных. Об отношениях ребят одного класса, в которых, как в капле, отражается жизнь нашего общества, со всеми конфликтами социального и имущественного неравноправия.
О том, что, если тебе дан талант, то надо, говоря словами одного из персонажей, «уметь его нести». И ещё о том, как человек может стыдиться своих самых близких, и что
выходит из этого, — словом, о том, что может волновать подростка в 14-15 лет. И тех, кто давно не подросток — тоже…

Салли Гарднер «Червивая луна»
Эта история о мальчике с разноцветными глазами, который живет в мире, где подчинение – высшее из достоинств, глупость – условие выживания, а человек может в любой момент исчезнуть, оставив после себя дыру. Но если хочешь однажды проснуться свободным – неважно, что ты в меньшинстве, важно отличать правду от лжи. Наперекор
Антиутопия Салли Гарднер «Червивая луна» получила несколько литературных премий,
В том числе главную британскую награду – Медаль Карнеги.

Комье Роберт «Шоколадная война»
Четырнадцатилетний Джерри Рено всего-то и сделал, что отказался продавать шоколадные конфеты, которыми по традиции торговали все ученики школы. Но с этого началась настоящая война. Война, в которую втянулись преподаватели, ученики и тайное школьное общество Стражей. Как обычные подростки превращаются в толпу и до чего могут дойти в травле белой вороны? Где находится грань между бездействием и
Соучастием в жестокости? Чем закончится шоколадная война и удастся ли Джерри отстоять себя и свой выбор?

Майрок Айджа «Почему я? История белой вороны»
Сборник практических советов для подростков, над которыми издеваются их одноклассники, написанный девушкой, прошедшей через школьную травлю. Он поможет не только избегать преследования, но И осознать свою силу и способность справиться с обстоятельствами и проблемами.
Книга, которая поможет выйти на свет, перестать прятаться и забиваться в уголок. Книга, которая станет инструкцией по выживанию, дружеским напутствием. Вот эта книга — мой подарок вам. Все советы и подсказки основаны на моем личном горьком опыте, и собраны при участии школьных учителей, психологов, родителей и детей, также подвергавшихся травле в классе. Пусть эта книга откроет перед вами новую страницу жизни!

Научная литература.

Бердышев И.С. Медико-психологические последствия жестокого обращения в детской среде. Вопросы диагностики и профилактики. Практическое пособие для врачей и социальных работников / И.С. Бердышева, М. Г. Нечаева — СПб., 2005. 

Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. — 512 с.

Волкова Е.Н. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления / Под. ред. Е.Н. Волковой. — СПб.: Питер, 2008. — 240 с.

Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга 

Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе / Е.В. Гребенкин. — Р-н/Д: Феникс, 2006. — 157 с.

Маланцева О.Д. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? / О.Д. Маланцева // Социальная педагогика. — 2007. — № 4.

Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях: справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 960 с.

Мальцева О.А. Профилактика жестокости и агрессивности в подростковой среде и способы ее преодоления / О. А. Мальцева // Тюменский государственный университет — 2009. — №7

Нечаева М. Природа агрессии / М. Нечаева // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2008. — № 1.

Олвеус, Дан. Буллинг в школе: что мы знаем и что мы можем сделать? / Дан Олвеус. — М., 1993.

Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст (Проблемы становления личности) / Х. Ремшмидт. — М., 1994. — 145 с. 

Семенюк Л.К. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.К. Семенюк. — М.: Флинта, 1998. — 185 с.

Бердышев И. Лекарство против ненависти / Илья Бердышев ; семинар записала Е. Куценко // Первое сент. — 2005. — 15 марта (№ 18).

Мерцалова Т. Насилие в школе: что противопоставить жестокости и агрессии? / Т. Мерцалова // Директор школы. — 2000. — № 3.

Зиновьева Н.О. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации / Н. О. Зиновьева, Н.Ф. Михайлова. — СПб. : Речь, 2005. — 248 с.

Кирилова М.Г. Самосохранительное насилие в среде подростков и ответственные педагогические решения / М. Г. Кирилова // Школа здоровья. — 2003. — №3.

Козлова С.А. Анализ причин проявления агрессивности у современных дошкольников / С.А. Козлова // Современное дошкольное образование. — 2008. — № 1.

Кон И.С. Что такое буллинг, как с ним бороться? / И.С. Кон 

Кривцова С.В. Буллинг в школе VS сплоченность неравнодушных / С.В. Кривцова. — Москва, 2011. — 94 с.

Голованова Н.А. Проблемы борьбы с буллингом. Законодательное решение // Журнал российского права. 2018 №8.

Собкин В. С., Смыслова М. М. Буллинг в стенах школы: влияние социокультурного контекста (по материалам кросскультурного исследования) // Социальная психология и общество. 2014 № 2.

Соловьёв Д. Н. Использование потенциала первичного коллектива в профилактике буллинга среди школьников подросткового возраста: Автореф. дис. … канд. пед. наук / Тюм. гос. ун-т. Тюмень, 2015.