О буллинге

История возникновения определения «буллинг» в науке?

Люди задумались о проблеме школьного насилия — «буллинга» в начале 20-го века. Первым, кто опубликовал научную работу на данную тему в 1095 году был К. Дьюкс.
Первые систематические исследования проблемы буллинга провели скандинавские исследователи: Д. Олвеус, П.П. Хайнеманн, А.Пикас, Е.Роланд. Ими разработывается концепция буллинга — (bullying от анг. bully — хулиган), и дается этому определение как притеснение, дискриминация и травля.


Далее, этой проблемой начинают интересоваться и британские ученые. Например, Д.П.Таттум понимал под буллингом особый вид насилия, когда человек длительное время нападает физически, либо угрожает другому человеку, слабому и бессильному, для того чтобы человек ощущал себя изолированным, напуганным, лишенным свободы действий.
В США же обратили внимание на проблему а начале 1990-х годов.

Национальная ассоциация школьных работников США определила буллинг как динамические и повторяющиеся модели вербального и/или невербального поведения, производимые одним или несколькими учениками в отношении другого ученика, причем стремление нанести вред намерено, а также есть реальная или кажущаяся разница в силе
R. J. Hazler (1996) как и многие авторы говорит о том, что буллинг может быть совершен или индивидуально, или в группах и провоцирует нарушение правил взаимодействия, в котором доминирующий субъект («обидчик») неоднократно демонстрирует такое поведение, которое вызывает замешательство менее доминирующего субъекта («жертвы»).

«Обидчик» получает удовлетворение от преимущества над «жертвой», которая является более слабой в физическом и психологическом плане, «обидчик» применяет такое поведение, чтобы обесценить другого, выделиться на его фоне. Несмотря на то, что отечественные исследователи позднее обратили внимание на изучение проблемы буллинга, на данный момент они активно занимаются изучением данной проблемы, одна из первых работ принадлежит И.С. Кону и называется «Что такое буллинг и как с ним бороться?». Статья Игоря Семеновича обратила внимание общественности на существование насилия в школьной среде и дала понять, что данная социальная проблема, требуют особого внимания со стороны не только педагогов и родителей, но также и научного сообщества.

Кон определил буллинг как запугивание, психологический террор, который может быть направлен на подчинение одного человека другому и на то, чтобы вызвать у другого страх . В своей статье о буллинге в школьной среде О. Д. Маланцeва обратила внимание на то, что «школьная травля» (school bullying) включает в себя не только продолжительное физическое и психологическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не может защитить себя в данной ситуации, но также совокупность психологических и педагогических проблем.

Основываясь на приведенных выше понятиях различных авторов, можно
выделить общие характеристики буллинга, такие как: насилие (физическое, психологическое); буллинг осуществляется в одиночку или группой людей;
буллинг направлен против психологически/физически слабого человека, который не может защититься; буллинг носит систематичный и длительный характер

Литература использованная для написания статьи:
Besag V. E. Bullies and Victims in Schools, Milton Keynes: Open University Press. 1989
Champion Kelly, Vernberg Eric, Shipman Kimberly. Nonbullying victims of bullies: Aggression, social skills, and friendship characteristics //
Applied Developmental Psychology. 2003 № 24 P. 535–551.
Бoчавeр, А. А. Буллинг как oбъeкт исследований и культурный феномен / А. А. Бoчавeр, К. Д. Хлoмoв // Психология. – 2013 – № 3 – С. 149
Ермолаева Т.В., Савицкая Н.В. Буллинг как групповой феномен: исследование буллинга в Финляндии и скандинавских стран за последние 20 лет (1994-2014) // Современная зарубежная психология. 2015 Т.4, №1. С. 65

Актуальность проблемы буллинга в школе в современном мире.

Проблема травли существовала всегда. Буллинг присутствоал в жизни и маленьких» и «больших» людей. Школьный возраст является самым уязвимым для циркулирования такого неблагоприятного и калечащего психику фактора как «буллинг» или же «моббинг» (травля взрослого человека в рабочем коллективе).

Именно в школьные годы, а особенно ярко и специфично буллинг проявляется у подростков, происходит становление своего «Я» у детей, поиск своего места, своей «СТАИ». Учеба в этот момент часто может отходить на второй план и доминирующей группой для ребенка становятся сверстники и борьба за свое место в коллективе.

Участвовать в такой борьбе, с одной стороны, это нормально, но с другой стороны часто мы можем видеть проблему возникновения буллинга, который к тому же, может преобретать пролонгировпнный характер в детском коллективе.

Актуальность этой проблемы состоит в том, что до сих пор в школах не существует единой программы или способов по борьбе с буллингом. Обычный буллинг может вытекать в кибербуллинг и в таком случае жизнь «жертвы» , а подчас и «обидчика», может быть подвержена непоправим отрицательным последствиям.

Необходим комплексный подход в решении этой насущной проблемы, которая в наше время приобрела уже характер эпидемии. Это та «болезнь», которая влияет на ребенка не только в детстве, в момент травли, но и имеет последствия во взрослой жизни.

Статистика буллинга в разных странах.

В России.
По данным Общероссийского народного фронта в 2020 году каждый третий ребёнок в стране сталкивался с травлей в школе, при этом каждый десятый никому об этом не говорил. Ещё около 10% детей участвовали в буллинге как агрессоры или свидетели.

Источник: https://onf.ru/2020/12/15/yuristy-psihiatry-pedagogi-i-predstaviteli-nko-na-ploshchadke-onf-obsudili-shkolnuyu/

Другие данные еще более негативные. Их предоставляет нам агентство «Михайлов и партнеры. Аналитика», статья в издании «Педсовет» и автор этой статьи Зара Арутюнян, приводят нам следующие цифры:

Источник: https://pedsovet.org/article/nado-vynosit-sor-iz-izby-v-rossii-o-bullinge-i-suicidah-v-skolah-prinato-molcat#

Другую информацию из своих исследований 2019 года, приводит Высшая Школа Экономики, в которых говорится, что дети из семей с низким уровнем достатка чаще становятся объектами травли: у них нет модной одежды и дорогих телефонов, и других модных вещей, что чаще делает их изгоями. Такие ребята чаще других подвергаются словесным нападкам, игнорированию кибернападениям. В школах, где в основном учатся дети из небогатых семей, жертвой буллинга наоборот может стать более обеспеченный ребёнок. Эта картина характерна не только для России, но и для других стран.

В исследовании отмечается, что часто агрессоры — это дети из семей с авторитарным подходом к воспитанию. Вероятность оказаться вовлечёнными в буллинг в качестве инициативной или наблюдающей стороны выше у детей, у которых имеются братья или сестры, где основой является недостаток родительского внимания.

Интересен тот факт, что в России учителя часто не могут распознать буллинг и считают его нормальным явлением, а могут и просто не фокусировать своё внимание на межличностных отношениях учеников. В 2019 году  Казанский федеральный университет исследований провел исследование и показал , что дети по 10-бальной школе оценивают уровень травли и агрессии в школах на 7-8 баллов, а их учителя — лишь на 3-4 балла. Для сравнения, в Швейцарии учителя дают оценку уровню травли в их школах на 8-9 баллов, а дети — лишь на 3-5 баллов.

Источник: https://media.kpfu.ru/news/uchitelya-nichego-ne-vidyat-uchenye-ipo-kfu-proveli-sopostavitelnyy-analiz-vzglyadov

Буллинг в европейских и зарубежных странах.

К сожалению, в мире по разному выявляют буллинг и занимаются его исследованием распространённости в учебных заведениях, поэтому часто такие данные разнятся.
В 2014-2015 годах самый высокий уровень распространённости школьного буллинга среди 27 стран, участвовавших в исследовании Организации экономического сотрудничества и развития опубликованный в журнале «Образовательная политика» приводятся такие данные: в Австрии. 21,3% австрийских мальчиков в возрасте от 11 до 15 лет подвергаются буллингу. На втором месте разместилась Эстония с 20%. Самый низкий уровень показала Швеция (4%), в которой с 2006 года существуют законы, защищающие от буллинга.

Источник: https://www.ya-roditel.ru/upload/iblock/dac/dac543e2b0318bb66a5d427a976be711.pdf

ЮНЕСКО в своём исследовании, которое было опубликовано в 2019 году приводит другие данные — у той же Швеции за 2014 год отмечается уровень распространённости буллинга в 12,5% (хотя он действительно низкий, если сравнивать с другими странами). Например, в Корее в том же году уровень достигал 46,9% (к 2018 году снизился до 29,5%).
Если собрать все данные воедино, то можно получить такой график, который высчитывает примерный суммарный процент по буллингу среди мальчиков (зеленый цвет).

Международный день борьбы с буллингом.

26 февраля во всем мире знаменуется днем борьбы с издевательствами и травлей. Подобных праздников три: первый отмечается в третью среду ноября, и входит в Неделю борьбы с кибербуллингом (Anti-Bullying Week), а второй отмечается 26 февраля и 4 мая. 

Эти дни призваны привлечь внимание к такой проблеме, как травля или буллинг (от англ. bullying – издевательства). Это явления очень распространено в детских коллективах, когда группа детей или кто-то один, начинают издеваться и травить ребенка. Травля может быть психической или физической и проявляется во всех социальных группах.

4 мая ежегодно отмечается День борьбы с буллингом (День розовой рубашки, Anti-Bullying Day).

История дня борьбы с буллингом.

Данный день борьбы официально отмечается с 2012 года. Вскоре День борьбы с буллингом поддержали 25 стран. День борьбы с травлей (День борьбы с буллингом, Anti-Bullying Day) посвящен борьбе с одной из наиболее распространенных проблем, с которыми приходится сталкиваться учителям и родителям по всему миру. Согласно статистике, травле в школе на том или ином этапе учебы подвергается каждый четвертый подросток. Кроме того, травля со стороны сверстников входит в число наиболее распространенных причин суицида среди детей и подростков.

День борьбы с травлей был вдохновлен кампанией, запущенной в Канаде Дэвидом Шепердом и Трэвисом Прайсом в 2007 году. Эта кампания известна как Международный день розового, так как Дэвид и Трэвис принесли в школу несколько десятков розовых футболок и попросили одноклассников надеть их, после того как другой ученик, Чарльз Макнилл, стал жертвой травли из-за того, что пришел в школу в розовой рубашке. Именно так символом Дня борьбы с травлей стала розовая рубашка.

Традиционно 4 мая масса людей по всему миру надевают розовые рубашки или футболки для того, чтобы продемонстрировать поддержку Дня борьбы с травлей. Кроме того, в этот день проводятся различные мероприятия. Их задача — повысить осведомленность общественности об этой проблеме и найти пути ее решения.

Источник: https://newsua.ru/kalendar/44182-4-maya-den-borby-s-bullingom-den-rozovoj-rubashki-anti-bullying-day