Советы взрослым

Важно:

Если ребенок не говорит вам о травле и издевательствах над собой или не носит на себе видимых последствий физического начилия, довольно трудно выяснить, происходит ли ситуация буллинга с ним на самом деле.

Но есть некоторые признаки. Родители могут заметить изменение в поведении ребенка, его беспокойство или отсутствие аппетита, сна, нежелание делать то, что раньше нравилось и приносило удовольствие. Когда ребенок выглядит унылым, огорченным и подавленным или расстраивается быстрее, чем обычно, или когда он начинает избегать определенных ситуаций связанных с школой- это тоже может быть признаком существующих по отношению к нему издевательств.

Когда вы узнали о травле ребенка, то самое важное понимать: необходима быстрая реакция на данную ситуацию, т. к. чем меньше времени пройдет с момента когда вы узнали об этом, тем больше шансов на его удачное разрешение. Так же, важно привлечь взрослых, причастных к этой ситуации напрямую или косвенно – родителей обидчика и учителей.

Когда родитель узнает о травле своего ребенка, то родителей может «накрыть» волна гнева и отчаянья, хочется сразу наказать не только обидчика, но и подчас обвинить в чем-то и своего ребенка! Поэтому важно помнить и сказать «нет» сарказму и агрессии, манипулированию, а также унижению ни одного участника данного конфликта.

Прежде чем выносить свой «приговор» по данной ситуации, родителю необходимо собрать как можно больше информации от участников этой ситуации, а главное поговорить со своим ребенком и помнить основные правила и принципы разгововра с жертвой травли.
Если ребенок не хочет откровенно рассказать о том, что его травят, но вы обеспокоены его поведением или информацией, услышанной от других, прежде всего попытайтесь поговорить с ним. Сначала он может избегать разговора, считая, что вы все равно ничего не поймете. Тем не менее дайте ему понять, что вы всегда готовы выслушать его, и предоставьте ему возможность самому выбрать момент.

Помните, что:

  • Жертва буллинга может быть в шоке и дезориентирована.
  • Она может не хотеть говорить о произошедшем.
  • Иногда (особенно, если речь идет о родителях, жертва может постараться оградить их от переживаний).
  • Она может считать произошедшее собственным «социальным провалом».
  • Важно! Дать ей возможность самой говорить так, как она может/считает нужным.
  • Использовать приемы активного слушания.
  • Важно:
  • Избегать закрытых вопросов, на которые можно ответить односложно.
  • Избегать советов.
  • Не перебивать.

Какие вопросы можно задавать ребенку подвергшемуся буллингу:

  • В чем заключается проблема?
  • Как ты себя чувствуешь в связи с ней?
  • Дать в сокращенной форме обратную связь для прояснения и для того, чтобы жертва могла почувствовать себя услышанной.
  • Что из того что ты пробовал(а) было успешным, хотя бы частично. Важно акцентировать внимание на том, в чем силен ребенок — так закрепится его положительный опыт.
  • Что ты еще можешь попробовать сделать?
  • Какие у тебя есть варианты дальнейшего поведения?
  • Какие будут последствия каждого из этих вариантов?
  • Какой вариант кажется тебе наилучшим?
  • Как ты собираешься это делать?
  • Признать, что разговор был трудным, поблагодарить за смелость.

Какие советы нельзя давать ребенку:

⦁ «Не обращай внимания»
⦁ «Дай сдачи»
⦁ «Разбирайся сам со своими проблемами»
⦁ «Учись налаживать отношения»
⦁ «Не бойся»

Что нельзя делать родителям:

⦁ Искать причину в жертве травли. Обвинять жертву травли в том, что ее травят. («Сам виноват, не умеет общаться, плохо учится, не умеет находить общий язык с остальными, не может за себя постоять»).
⦁ Ждать, что ситуация разрешится сама.
⦁ Не замечать проблему.
⦁ Путать травлю, конфликт и непопулярность.
⦁ Считать травлю исключительно проблемой жертвы.
⦁ Давить на жалость к жертве.
⦁ Отправлять ребенка самостоятельно разбираться со своими проблемами.
⦁ Самим разбираться с обидчиками.

Важно поговорить с ребенком и вместе наметить дальнейшие пути разрешения данной ситуации, а также психологической стабилизации психики ребенка, перед тем, как переходить к более серьезным шагам разбирательств в этой ситуации и привлечение других сторон конфликта. Важно научить ребенка не только избегать или защищать себя, но так же и пытаться тем или иным путем разрешать такие сложные, опасные конфликты создаваемые активными агрессорами. Помочь в этом родителям в первую очередь может психолог (школьный и частной практики), а также и другие сотрудники школьной организации.

Будьте чуткими к своим детям и спешите им непременно помочь в такой ситуации, дать понять ребенку что он не один, вы рядом с ним!

По материалам книг «Как помочь ребенку повзрослеть» и «Дружелюбные»
С участием Светланы Филатовой, нейропсихолога проекта «Дети, готовые к будущему» (@deti_ready) https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2021/06/04/kak-ostanovit-travlyu-rebenka-poshagovoe-rukovodstvo-dlya-roditelej-ot-psixologa/