Обращение к ребенку
Очень жаль, когда с тобой происходит то, что обесценивает тебя и твою жизнь. Скорее всего, ты ощущаешь беспомощность и тебе страшно за себя, но сейчас нам нужно немного узнать о ситуации травли (буллинга) , что бы ты лучше понимал с чем ты действительно столкнулся, и понял что ты не один, всегда есть те, кто готов прийти тебе на помощь!
Ответь на вопросы приведенные ниже.
Данные вопросы содержат уже ситуативно- желаемые ответы, которые характеризуют ситуация с положительной стороны, т.е. – ты не подвергаешься буллингу и травле. Теперь ответь себе сам на несколько вопросов:
⦁ Сталкивался ли ты с оскорблениями в школьном коллективе или среди знакомых, друзей? (Благоприятный ответ – нет)
⦁ Часто ли вовлекают тебя твои одноклассники в совместную деятельность? (Благоприятный ответ – да)
⦁ Задирают ли тебя в коллективе или отдельные личности? (Благоприятный ответ – нет)
⦁ Есть ли люди среди твоих знакомых, кто настраивает других ребят против тебя? (Благоприятный ответ – нет)
⦁ Причиняли ли тебе физический твои знакомые, одноклассники? (Благоприятный ответ – нет)
⦁ Писали ли тебе что-то неприятное или оскорбительное в электронных письмах, чатах или в твоих страницах на различных электронных платвормах (ВК, Instagramm и т. Д.)? (Благоприятный ответ – нет).
⦁ Подставляли ли тебя или говорили о тебе неправду твои одноклассники или знакомые? (Благоприятный ответ – нет)
⦁ Оказывается ли тебе помощь среди одноклассников, интересуется ли кто-нибудь тобой искренне и есть ли моральная поддержка в «острых» ситуациях твоими друзьями, знакомыми или одноклассниками? (Благоприятный ответ – да)
⦁ Если ребята тебя обижают – они делают это специально? (Благоприятный ответ – нет)
А теперь ответь на 2 самых главных вопроса:
⦁ Долго ли длится негативное отношение к тебе одноклассников и знакомых (друзей) или та ситуация, в которой ты находишься сейчас носит непродолжительный характер, обусловленный каким то единичным событием или происшествием? (Благоприятный ответ – недолгий)
⦁ Ты испытываешь беспомощность, страх, печаль в этой ситуации? Тебе кажется, что сам ты с этим справится не в силах или даже страшишься кому-то рассказать об этом? Возможно, ты испытываешь чувство вины и стыда за то, что сейчас происходит? ТЫ не хочешь ходить в школу и испытываешь головную боль, тошноту, ощущаешь прерывистое дыхание, чувствуешь, что сердце вот – вот «выпрыгнет» из груди? (Благоприятный ответ -нет)
Если ты на все вопросы ответил не так, как обозначено в благоприятном ответе, то ты находишься в ситуации буллинга. Как справится с буллингом, что можно предпринять ты можешь узнать в разделе на этом сайте:
СОВЕТЫ ДЕТЯМНо сначала, давай с тобой посмотрим на буллинг с исследовательской стороны что бы лучше разбираться в этом вопросе и увидеть ее с более «глубокого» ракурса – как же так получается, что дети попадают в такую ситуацию и какие у булиинга основные признаки.
Буллинг – это попытки оппонента, более сильного чем ты причинить боль, унизить расстроить, заставить тебя испытывать стресс, страх и беспомощность.
При буллинге можно выделить такие его характеристики:
- неравенство сил между жертвой и обидчиком;
- повторяемость;
- переживание жертвой чувства беспомощности;
- активная поддержка, подразумеваемое одобрение или безразличие со стороны других участников ситуации.
Есть разные виды буллинга, давай их рассмотрим:
- Социальная травля. Об ученике распространяют сплетни и слухи (часто они не являются правдой), с ним отказываются общаться, его не берут в совместные школьные проекты, не приглашают гулять, не предлагают пойти в гости и т.д.
- Физическая травля. Кто-то более сильный отбирает у ребенка вещи, прячет или портит их. Бьет, толкает, пинает, запирает в школьном классе или туалете, угрожает тем, кто попытается встать на защиту.
- Вербальный буллинг. Ученику дают обидные прозвища, смеются над его внешним видом, одеждой, манерой говорить и т.д.
- Кибербуллинг. Угрозы, издевательства, оскорбления в соцсетях и мессенджерах. Демонстрация фото и видео, где ученик выставлен не в лучшем свете.
- Бодишейминг. Обидные высказывания относительно внешнего вида, размеров или формы тела человека.
Почему вообще происходит такая ситуация как буллинг?
У многих детей есть желание и даже потребность повысить свой авторитет в коллективе, обратить на себя внимание и стать популярным.
Дети не всегда понимают различия между лидерством и доминированием. У многих агрессоров отличные коммуникативные способности и лидерские качества, но они, к сожалению, не умеют использовать их правильно. А порой причиной буллинга может стать просто скука. Случается и так, что у подростка не хватает важных социальных навыков: эмпатии, способности договариваться, справляться с негативными эмоциями. Для них характерен сильный эгоизм и неумение распознавать нужды окружающих. А кто-то с помощью такого поведения пытается завести себе друзей. Среди агрессоров небольшая часть имеют расстройства личности, связанные с нечувствительностью к чужим страданиям и получением от них радости.
Как видно, активная агрессия обидчика, может быть «продиктована» множеством неблагоприятных факторов, но именно ситуация буллинга говорит нам об обидчике как о ребенке ищущим подтверждение своей значимости в этом мире, надежды в то, что его заметят и будут уважать за его силу, и как ни странно, но чаще всего возле такого агрессора действительно собирается большинство детей, т. к. видят в таком ребенке «вожака стаи», того кто идет напролом и ничего не боится. Но такое поведение неправильно, опасно не только для его «жертвы», но и для него самого. Жертва же обидчика часто отличается чем либо на фоне других ребят в коллективе, плюс, «жертва» травли всегда будет слабее морально, но важно понимать, что от такого совершенно никто не застрахован.
В ситуации буллинга у ее участников всегда есть роли, и это не всегда только агрессор и «жертва»:
- Свидетели, которым хочется как можно быстрее уйти из опасной ситуации, если случайно оказались рядом. Им не хочется связываться.
- Свидетели, которым может нравиться то, что происходит.
- Свидетели, которым не нравится наблюдать за травлей одноклассника, но они боятся что-то предпринять.
- Главный обидчик — зачинщик нападения.
- Помощники зачинщика — могут следить за тем, чтобы жертва не убежала, или чтобы не увидели взрослые.
- Защитник — тот, кто вступится за жертву.
Вовлеченность в такую травлю (не только жертвы, но и агрессора и свидетелей) имеет свои последствия. Прочитай то, что написано ниже, замечал ли ты за собой хоть один из этих привиденных факторов:
- Снижение успеваемости.
- Прогулы, отказ ходить в школу.
- Аутоагрессивное (причинение себе вреда в физической и психической сферах) / агрессивное поведение.
- Психосоматические проявления: головная боль, тошнота, рвота, температура и другие симптомы, не связанные с какой-то болезнью.
- Депрессивные / тревожные расстройства.
- Суицидальные мысли / намерения / действия. Во многих современных сериалах поднимается проблема травли в школе. Один из таких — «13 причин почему».
- Криминальные действия. Среди тех учеников, которые были вовлечены в буллинг, многие находят в себе силы на месть и сами становятся агрессорами, что может усугубить ситуация и привести все к более печальным и непоправимым последствиям.
Ситуация буллинга очень сложна. Часто, в нее вовлечены не только детский коллектив, но так же и взрослые люди (учителя, родители). Что бы понять, как тебе теперь действовать переходи в раздел:
И мы с тобой попробуем вместе разобраться что делать дальше, что бы изменить ситуацию и помочь себе преодолеть это.
В написании данного материала использовался источник: Статья «Буллинг в школе: как распознать, что ребенок является жертвой травли.» Разговор с психологом, сотрудником лаборатории профилактики асоциального поведения Института образования НИУ ВШЭ Мариной Новиковой.
https://rosuchebnik.ru/material/bulling-v-shkole-article/